Контакты

Дубинский Михаил

Адрес: Москва


Телефон: 8 903 771 98 17

E-mail: mdub@mail.ru

КЛАВИАТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ДАВЛЕНИЯ

Краткое содержание шкалы межличностного давления

Первая октава: слушание

  • Функции. Расположить пациента к себе, побудить его говорить; получить рассказ пациента без искажений со стороны психотерапевта.
  • Примеры. Получение деталей переживаний пациента, слушание для эмоционального ка­тарсиса, выяснение взглядов пациента на его собственную жизнь или на то, как он определяет для себя цели.

Вторая октава: руководство

  • Функции. Дать направление и поддержку рассказу пациента, удержать его в колее, выя­вить другие аспекты.
  • Примеры. Исследование понимания пациентом ситуации, отношений или проблемы; раз­витие готовности узнать новые аспекты или получить обратную связь.

Третья октава: инструктирование

  • Функции. Передача информации или указаний, имеющих рациональное и/или объектив­ное обоснование.
  • Примеры. Назначения, советы, инструкции, описание сценария изменений в жизни.

Четвертая октава: требование

  • Функции. Привнесение психотерапевтом своих личностных и эмоциональных ресурсов, позволяющих побудить пациента измениться.
  • Примеры. Субъективная обратная связь, похвала, наказание, награда, усиленная пропаган­да взглядов психотерапевта.

 

ПЕРВАЯ ОКТАВА: СЛУШАНИЕ

Основные характеристики этой октавы

Скрытое послание психотерапевта: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обя­зательно согласиться или не согласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».

Соотношение количества высказываний: пациента побуждают говорить значитель­но больше, чем говорит психотерапевт. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение пациента и редко привносит в разговор свои соб­ственные взгляды и размышления.

Субъективность: пациент сам в целом определяет, насколько глубоко ему погру­жаться в субъективное, хотя психотерапевт может выборочно отвечать на возникаю­щие моменты погружения (см. раздел III «Влияние на субъективное»).

Открытое убеждение: психотерапевт избегает любых таких попыток, специально стараясь продемонстрировать свободу пациента продолжать то, что он выбрал.

Роль психотерапевта: задачи психотерапевта состоят в том, чтобы стимулировать самовыражение пациента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным, показывать искреннее принятие права пациента на собственные взгляды, а также получить такую информацию и составить себе такое впечатление, которые были бы полезны на других этапах работы.

 

Примеры типичных форм ответов

     Молчание: психотерапевт не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению пациента.

Наведение мостов: это звуки, которые мы все произносим, когда внимательно слу­шаем, и которые мягко дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу». «Мммм». «Я понимаю». «Да» (не как ответ на вопрос).

Перефразирование: психотерапевт возвращает пациенту некоторые из его послед­них высказываний. Часто это сопровождается использованием синонимов некоторых слов пациента, хотя это никоим образом не является необходимым. Эта форма ответа особенно полезна, когда пациента захлестывают эмоции, но она же может быть и совер­шенно непродуктивна, если используется попугайски, монотонно, механически.

В этом разделе примеры представляют собой высказывания одних и тех же людей в пределах одного и того же содержания, чтобы дать читателю возможность ухватить контекст. Только не надо считать, что этот диалог представляет собой образец жела­тельного или нежелательного использования ответов этих уровней в реальной прак­тике.

Вот один из примеров приемлемого использования перефразирования:

Эпизод 4.2

К-3. Я пыталась. Бог свидетель, я старалась, как могла, но, мне кажется ничего не помогает

{вздыхает, качает головой).

П-3   {понимающий топ). Кажется, что ничего не помогает.

П-4. Ну да. Честно говоря, иногда мужество меня совершенно покидает, и я чувствую, что все

безнадежно.

Подведение итога: психотерапевт сводит воедино несколько связанных положений из того, что рассказал пациент, и возвращает их пациенту, чтобы продемонстрировать понимание.

 

П-5. Джой, ты много раз пыталась, и тебе кажется, что ты не можешь до него достучаться. Ты думаешь о том, чтобы уйти, чтобы все бросить. Иногда ты просто впадаешь в отчаяние.

К-5. Ох да, все так. Именно так все и обстоит.

Иногда психотерапевт пытается учить или интерпретировать пациента, используя суммирующие высказывания. Хотя временами это, конечно же, возможный шаг, не­обходимо осознавать, что, поступая так, выходишь за пределы слушания. Это оказы­вает гораздо больше давления (происходит переход на инструктирование, т. е. на тре­тью октаву).

Побуждение говорить: психотерапевт дает общие подбадривающие комментарии, которые не ведут в каком-то определенном направлении, а побуждают пациента про­должать процесс: «Вы делаете это прекрасно, продолжайте...», «Я понимаю, вы выра­жаетесь отчетливо и ясно».

Отражение очевидного: психотерапевт понятными словами выражает чувства или отношения пациента, которые были видны в его поведении, но до этого момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Это особенно полезно с теми пациентами, которые с трудом осознают собственные эмоции или взгляды. Кроме того, нужно от­давать себе отчет в том, что использовать эту форму, для попытки раскрыть неосо­знаваемый материал — значит выйти за рамки слушания. В этой октаве говорить мож­но лишь о тех переживаниях пациента, которые проявляются настолько явственно, что пациент с готовностью признает их, если психотерапевт их называет.

К-6. Вчера вечером я с ним снова разговаривала, но он даже не захотел пошевельнуться. Он действительно меня даже не слышал (тяжело вздыхает). Я еще ужасно не хочу сдавать­ся, потому что... ну, иногда мы...

П-6. Когда ты так разочарована, как сейчас, ты думаешь о том, как это бывает в другие момен­ты.

Предложение расширить высказывание: психотерапевт обращается к тому, что па­циент уже затронул в разговоре и побуждает пациента больше сказать по этой теме или об этом чувстве. Если психотерапевт не хочет переходить границ слушания, ему нужно позаботиться о том, чтобы оставаться в рамках сказанного пациентом, и не вводить какие-то новые темы.

П-7. Джой, ты говоришь, что иногда чувствуешь «отчаяние». Не могла бы ты сказать об этом побольше?

Открытые вопросы: это вопросы, которые почти не ограничивают ответ пациен­та — ни прямо, ни косвенно: «Что, как вы считаете, мне важно понять о вас?», «Ска­жите, о чем вы думали с тех пор, как мы с вами разговаривали последний раз?» (при­глашение, которое по форме не содержит вопроса, но, по сути, является именно во­просом).

 

 

ВТОРАЯ ОКТАВА: РУКОВОДСТВО 

Таким образом переведено слово guidingв данном случае, это нечто среднее между «со­провождением», «ведением», «помощью» и «руководством». — Примеч. перев.

Основные характеристики этой октавы

Скрытое послание психотерапевта: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».

Соотношение количества высказываний; пациент обычно говорит больше, чем пси­хотерапевт, а активность психотерапевта может изменяться от редких высказываний до частых вмешательств. Однако необходимо осознавать, что чем чаще происходят вмешательства психотерапевта, тем выше давление, независимо от формы вмешатель­ства.

Субъективность: в своем самораскрытии психотерапевт ограничен, но он может побуждать пациента к раскрытию его внутренних переживаний. Это не односторон­няя манипуляция, но попытка отдать приоритет потребностям и переживаниям па-

циента. Руководство часто используется, чтобы помочь пациенту перейти от отстра­ненных отчетов о себе к более личностному и эмоциональному раскрытию.

Открытое убеждение: усилия психотерапевта повлиять являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил пациент. Оставаясь в рамках руководства, можно привнести новый материал, оказывающий влияние на пациента, не выходя за границы этой октавы.

Роль психотерапевта: психотерапевт выражает искренний интерес в том, что хо­чет сказать пациент и использует руководящие высказывания, чтобы углубить и рас­ширить этот отчет. Очевидно, психотерапевт имеет некоторый общий взгляд относи­тельно того, что требует особого внимания, и старается усилить это направление.

 

Примеры типичных форм ответов

Открытые вопросы: это та же самая форма ответов, что обсуждалась в конце окта­вы слушания. Типичный вопрос на этом уровне: «Нарисуйте мне общую картину того, что заставило вас обратиться к психотерапии», «Какие у вас есть соображения о том, что с вами происходит в последнее время?»

Выбор части: психотерапевт выбирает из того, что говорит пациент, один из аспек­тов, требующий дальнейшей проработки. Это похоже на «предложение расширить тему» в октаве слушания; разница заключается в том, что в октаве руководства пси­хотерапевт выбирает аспект высказывания пациента, который сам пациент не выде­ляет явно.

К-8. Я годами убеждала его кого-нибудь повидать, буквально годами. Я знаю, что ему нужна

помощь, но я не могу помочь ему. П-8. Что впервые натолкнуло вас на мысль, что ему нужна помощь?

Фактическое информирование: психотерапевт дает пациенту информацию, кото­рая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что пациент должен делать с этой информацией.

П-9. Иногда людям нужно перепробовать все, что они могут себе сами вообразить, прежде чем они захотят обратиться за помощью.

Непосредственное структурирование: структурирование — это такие высказыва­ния, в которых психотерапевт предлагает способ использования самого разговора. Непосредственное структурирование относится к тому, что происходит в момент, когда делается предложение.

К-10. Всегда одно и то же. Мы начинаем нормально, а потом... ну, как прошлой ночью... Ох, зачем все это?

П-10. Джой, сейчас просто расскажи мне о прошлой ночи, придержи свое беспокойство о дру­гих вещах на потом.

Равноценные альтернативы: психотерапевт выделяет открытые для пациента воз­можности, не выдвигая аргументы в пользу какой-либо из них. Это искреннее откры­тое приглашение рассмотреть альтернативы, а не скрытая попытка заставить его при­нять тот курс, который психотерапевт считает наилучшим.

П-11. Как я понимаю, вы можете или остаться с ним до тех пор, пока не проработаете все про­блемы здесь, или на время уехать и посмотреть, станет ли вам хоть немного легче. Что вам кажется более реальным?

Общее структурирование: этот тип структурирования определяет более общую часть психотерапевтической работы — всю сессию или даже более длительную фазу работы.

П-12. Мы достигли точки, с которой работа может пойти лучше, если вы возьмете на себя боль­ше ответственности за то, чтобы рассказывать мне обо всех своих мыслях в эти дни, ког­да вы пытаетесь решить, что делать. А я буду слушать и иногда подбрасывать мысли или предложения, но не буду говорить столько, сколько говорил до сих пор. Таким образом, вы сможете более глубоко исследовать сами себя, чтобы быть уверенной в том, что ваше решение настолько четкое, насколько это вообще возможно. Вам это подходит?

Предложение тем: психотерапевт предлагает тему, которую пациент, может быть, хочет обсудить. Подразумевается, что предложенное будет полезно, но, очевидно, что пациент может не согласиться или выбрать себе какую-нибудь другую задачу, если захочет.

П-13. Что сейчас может быть полезно, Джой, так это если бы ты выбрала один из этих вопро­сов, которые, как ты говорила, тебя «достают», и исследовала его как можно более пол­но. Ты упомянула раздел по суду, совместную поездку, визит к консультанту по семей­ным вопросам и еще несколько возможностей. Какое из предложений, как тебе кажется, имеет смысл сейчас проанализировать?

Заметьте, что психотерапевт дает ряд возможных тем.

Мягко сфокусированные вопросы: на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. В зависимости от контекста вопроса, они могут быть явными или скрытыми. «Какими были ваши сестры, когда вы были моло­ды?» «Какие у вас мысли по поводу источника этого постоянного чувства тревоги?» Сравните эти реплики с открытыми вопросами октавы слушания или еще более огра­ничивающими вопросами конца третьей октавы: «Хелен, как вы ладили с вашей сес­трой?»

 

 

ТРЕТЬЯ ОКТАВА: ИНСТРУКТИРОВАНИЕ

Основные характеристики этой октавы

Скрытое послание психотерапевта: «Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объек­тивные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говори­ли. Тебе нужно знать, как они применяются». (Отметьте слово объективные.)

Соотношение количества высказываний: это соотношение в октаве инструктиро­вания бывает очень разным с некоторой тенденцией к тому, чтобы интенсивное учас­тие психотерапевта перемежалось с периодами относительного небольшого вмеша­тельства (возможно, переходом на первую или вторую октавы). Источником боль­шинства вариаций в использовании инструктирования профессионалами является личностный стиль и теоретические ориентации.

Субъективность: в своем собственном вмешательстве психотерапевт, в основном, полагается на объективное, но в том, что он стремится получить от пациента, психо­терапевт сосредоточен прежде всего на субъективном

П-14. Джой, ты уже убедилась, что, когда ты пытаешься справиться со своей депрессией, ста­раясь самостоятельно отыскать ее причины, это не очень помогает. Сейчас ты опять со­скальзываешь на этот путь. Может быть, лучше будет, если ты позволишь себе сейчас погрузиться в свои чувства?

Открытое убеждение: усилия психотерапевта (как уже было проиллюстрирова­но) проявляются в том, что он говорит, и в том, как он это говорит. Сила доказательств и поддержка объективной информации используется для того, чтобы «подтолкнуть» пациента к чувствам и мыслям или словам и действиям, которых иначе не добиться.

Роль психотерапевта: находясь в этой октаве, психотерапевт учит, указывает и использует авторитет знаний и своей позиции. Все эти действия направлены на то, чтобы добиться от пациента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по край­ней мере имплицитно, включает профессиональную роль психотерапевта.

Примеры типичных форм ответов

Мягко сфокусированные вопросы: это, конечно, совпадает с высшей ступенью ок­тавы руководства: «Что родители рассказывали вам о сексе?», «Теперь остановитесь и расскажите мне о своем решении развестись».

Рациональные советы: психотерапевт обращается к здравому смыслу, профессио­нальной информации или специальным знаниям пациента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.

П-15. Я знаю, ты сердита, Джой, и хочешь сделать что-нибудь, чтобы отомстить, но я вынуж­ден тебе напомнить, что каждый раз, когда ты это делала, ты об этом потом жалела. Мы оба знаем, что тебе лучше остыть, прежде чем что-то делать.

П-16. Статистики предостаточно: ранние браки очень часто оказываются неудачными. Я ду­маю, вам нужно сказать об этом дочери так, чтобы она смогла услышать и понять это. Вы можете это сделать?

Поддержка: психотерапевт, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав слушания и руководства, ясно выражает свое суждение по неко­торому вопросу. Однако эта поддержка объективная и рациональная, а не личност­ная и эмоциональная.

П-17. Джой, тебе было очень тяжело, когда ты столкнулась с этой проблемой, но сейчас, похо­же, ты реально продвинулась в ее решении. Ты уже видишь, что если действительно включить в общую картину твои собственные чувства, то можно принимать решение о том, чего ты хочешь, опираясь на более прочную основу.

Разубеждение: психотерапевты очень сильно расходятся в том, насколько они счи­тают приемлемым разубеждать пациента. Поэтому было бы глупо предлагать тут жесткие правила. Объективное или рациональное обоснование может быть очень полезно, когда пациент действительно готов принять его. Это особенно верно, когда (как в следующем примере) поддержка опирается на продемонстрированную паци­ентом силу и не способствует зависимости от психотерапевта. Конечно, предложен­ное преждевременно, разубеждение может быть воспринято пациентом как опека и, более того, может сбить с толку.

К-18. Я старалась, как проклятая, но, похоже, все равно ничего не получается. Иногда кажет­ся, что все налаживается, а потом все идет к черту, и я возвращаюсь к тому, с чего начала.

П-18. Я знаю, что тяжело продолжать попытки, когда дела так плохи, но тебе необходимо по­нять, что, в действительности, ты не возвращаешься к тому, с чего начала. Вспомни, в прошлом месяце, после безуспешных попыток целого года, ты смогла решить в целом проблему с домом. Теперь, в этом месяце, ты, похоже, уже выработала основные вехи финансового соглашения. Были возвраты, но если ты посмотришь на картину в целом, ты увидишь, что прогресс есть.

Обучение: психотерапевт старается помочь пациенту освоить информацию, уме­ния, понять новые перспективы или еще какой-то материал, который окажется полез­ным в дальнейшем. Это может быть прямая передача материала или все это может происходить в форме косвенного обучения. Обучение — еще один элемент психоте­рапевтической доктрины, относительно которого существует очень много разногла­сий — одни почти полностью избегают обучения, тогда как другие считают его одной из центральных задач психотерапии.

П-19. Одна из вещей, которые так тяжелы для тебя сейчас, это то, что ты не знаешь, что требу­ется, чтобы войти в эту программу. Пока ты еще раздумываешь и не уверена, совершен­но неудивительно, что ты чувствуешь уныние. Никто из нас не любит пребывать во тьме относительно вещей, которые напрямую нас касаются.

П-20. Насколько я знаю, чтобы получить это место тебе нужны три вещи: ты должна иметь нужный диплом, который у тебя есть. Ты должна иметь, по крайней мере, три года соот­ветствующего опыта. Ни ты, ни я ничего не знаем о том, какой опыт необходим. И ты должна иметь рекомендацию опытного члена организации. Ты сказала, что ты можешь ее получить. Стало быть, мне кажется, что тебе лучше сосредоточиться на втором мо­менте.

Неравноценные альтернативы: хотя у пациента есть разные возможности, но при этой форме давления психотерапевт ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них. Психотерапевт может менять степень давления, которое он вкладывает в предпочтительную альтернативу, от легкого до почти критического. (Однако если он привносит в свои действия личные ценности или настоятельность, ответ принадлежит к четвертой октаве, или требованию.)

П-21. Хелен, ты знаешь, как смущаться, тревожиться или уходить от чего-либо. Как мы вмес­те видели, ты много раз тревожилась и смущалась, но теперь ты знаешь и то, как избав­ляться от проблемы и действительно бороться с ней. Ты и только ты решаешь, какой путь сейчас выбрать, но ты должна будешь вскоре выбрать то или другое.

Указания: психотерапевт дает пациенту указания, назначения или информацию, которая призывает к некоторым действиям. Когда психотерапевт является врачом, инструктирование может принять форму выдачи предписаний. Другие психотерапев­ты, получившие соответствующую подготовку, могут осуществлять некоторые виды физического лечения. В любом из этих случаев инструктирование поддерживается авторитетом роли психотерапевта и его профессиональной позиции.

П-22. Нам сейчас надо, чтобы вы собрали все возможные мнения относительно этого вопроса в целом. Подойдите к каждому, скажите ему, что вы делаете, и спросите их мнение. Ког­да у вас будет эта информация, принесите ее сюда и мы подумаем над следующим ша­гом.

Узкие вопросы: психотерапевт четко определяет, что ему подойдет в виде ответа. «Вы примете участие в этом событии?» «У вас заметно изменилось выражение лица, — что сейчас произошло?» Возбужденному пациенту в конце часа: «Куда вы отправи­тесь, когда выйдете отсюда? Что вам нужно будет делать?» Как показывают послед­ние два примера, узкие, информационные вопросы могут использоваться, чтобы по­мочь человеку «вернуться на землю» и помочь определить, как ему справиться с эмо­циональным дистрессом.

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА: ТРЕБОВАНИЕ

Основные характеристики этого уровня

Скрытое послание психотерапевта: «Я намерен убедить тебя — или, если это не­обходимо и возможно, заставить тебя — некоторым образом изменить то, что я счи­таю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь. Я надеюсь, ты поймешь — я поступаю так, будучи уверенным, что это исключительно в твоих инте­ресах, но что бы ты ни думал, я твердо намерен сделать это». (Применение силы при­емлемо только в конце этой октавы.)

Соотношение количества высказываний: широко варьирует, включая случаи, в ко­торых психотерапевт «захватывает» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие (но чрезвычайно веские) интервенции.

Субъективность: психотерапевт честно, но избирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценностях и суждениях. Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы и состоит именно в мобилизации субъективности психотерапевта. В крайних случаях при этом возмож­но даже несколько упустить из виду чувства и точку зрения пациента.

Открытое убеждение: очевидно, что это есть суть данной октавы. Отметьте слово «открытое»; если психотерапевт использует свои собственные ценности, эмоции или суждения, но претендует на то, что они объективно обоснованы, может возникнуть ситуация предательства пациента. Использование этого типа взаимодействия требу­ет от психотерапевта готовности принять на себя ответственность за привнесение в действие своей субъективности.

Роль психотерапевта: использование авторитета, открытых директив, постановка границ, настойчивое требование результата и проявление своих собственных эмо­ций — вот «инструменты», позволяющие добиваться тех результатов, которые пси­хотерапевт считает наиболее важными.

Примеры типичных форм ответов

Узкие вопросы: вопросы, предполагающие относительно узкий диапазон ответов, которые могут считаться приемлемыми, — они имеют отчетливый элемент требова­ния. Он становится более явным, когда вопрос задается резко и вне контекста; менее явным, когда он связан по содержанию с тем, что говорит пациент. «Ну, так что вы решили в этом случае?» «Когда вы собираетесь заплатить деньги, которые должны мне?» «Я вижу, как это болезненно для вас, и я очень хотел бы знать, думали ли вы о том, чтобы выйти из этой ситуации?»

Настоятельная просьба: для того чтобы побудить пациента сделать так, как ука­зывает психотерапевт, используются эмоциональные личностные призывы. Они вы ражают субъективное побуждение и могут быть дополнены объективными и рацио­нальными материалами, типичными для инструктирования.

П-23. Джой, ты знаешь, как для тебя важно проконсультироваться с медиками по этому во­просу, и я искренне надеюсь, что ты не будешь это больше откладывать.

Одобрение: психотерапевт хвалит высказывания или действия пациента. Здесь ключевой элемент — личностное высказывание психотерапевта.

П-24. Хорошо, я должен сказать, что с облегчением услышал, что это не так серьезно. Я рад, что ты это выяснила.

П-25. Приятно слышать, что ты взяла на себя некоторую ответственность в этом вопросе, вме­сто того, чтобы опять быть несчастной жертвой.

Вызов: психотерапевт вступает в конфронтацию с пациентом, высказывая взгля­ды, противоречащие взглядам пациента или опровергающие их. Иногда материалом для конфронтации может служить то, что сам пациент говорил до этого; иногда такой материал привлекается из других источников.

П-26. Я устал слушать, как вы снова и снова копаетесь во все том же старом дерьме! Почему, черт побери, вы тоже от этого не устаете?

К-27. Я просто стоял тут, когда она это делала. Что еще я мог сделать? Я был беспомощен.

П-27. Конечно, вы скорее будете беспомощны, чем прямо взглянете на конфликт, который был непосредственно тут, перед вами.

П-28. Вы снова и снова говорили мне, что хотите как-то изменить отношения с ней, но каким-то образом все время возвращаетесь к тому же.

Подкрепление или неодобрение: психотерапевт использует авторитет, ценностные суждения или другие сильные средства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его действий, намерений и тому подобного материала.

К-29. Я уже сказала тебе все, что думала по этому поводу. Больше нечего обсуждать, я все рас­сказала.

П-29. Хелен, тому, что ты говоришь, на самом деле конца нет. Конец этому можешь положить только ты сама — определив, насколько глубоко ты намерена в это погрузиться. Я не верю, что в тебе уже ничего нет.

П-30. Вы действительно хорошо поработали, исследуя все это, ничего удивительного, что сей­час вы чувствуете некоторое опустошение. Мы оба знаем, что вам нужно достичь боль­шего, но не сегодня. Сейчас расслабьтесь на несколько минут.

Подстановка: психотерапевт использует авторитет, чтобы в целом или частично принять на себя ответственность. От всеобъемлющей ответственности — обязать па­циента обратиться в психиатрическую лечебницу, чтобы обезопасить его или окру­жающих, до ограниченной — сказать пациенту, чтобы он не настаивал на продолже­нии бессмысленных или опасных расспросов или действий.

К-31. Я сегодня опять вернулся, и все снова завертелось. Они меня обманывают, и я почти в

отчаянии.

П-31. Давай посмотрим, что я могу сделать. Я знаю, что начальник сейчас там, и я могу ему

позвонить и узнать, не можем ли мы предпринять какие-то действия прямо сейчас.

Команды: психотерапевт отдает распоряжения, однозначно воздействующие на пациента. В них не должно быть ни единого намека на возможности дискутировать или жаловаться.

П-32. Вы продолжаете угрожать суицидом и отказываетесь пересмотреть это; поэтому я вам очень серьезно говорю, что вы не покинете это помещение никак иначе, кроме как в со­провождении полиции. Единственная альтернатива для вас — выработать четкий кон­тракт со мной, так, чтобы я был уверен, что вы не предпримете никаких действий против себя прежде, чем мы с вами снова встретимся.

Резюме

Эта октава определяет важную часть оснащения психотерапевта. Очень редко начинающим психотерапевтам помогают научиться использовать ее легко, комфортно и эффективно. В большинстве долговременных жизнеизменяющих психотерапевти­ческих курсов наступает момент, когда необходимо ввести в действие собственные силы и ценности психотерапевта; быть слишком мягким в эти моменты — значит быть антитерапевтичным и потерять возможность углубить работу

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz