Контакты

Дубинский Михаил

Адрес: Москва


Телефон: 8 903 771 98 17

E-mail: mdub@mail.ru

 

Юджин Джендлин

ФОКУСИРОВАНИЕ

 

Новый психотерапевтический метод

работы с переживаниями

Можете ли вы чувствовать то, что происходит

внутри вашего тела?

Сегодня люди примерно пополам разделяются на тех, кому сосредоточить внимание на происходящем внутри тела легко, и тех, кому сделать это весьма трудно. Некоторые делают это мгновенно, а для иных требуется определенная практика. И тех, и других можно научить фокусированию, но последних необходимо вначале научить чувствовать происходящее внутри тела. В том случае, если вы окажетесь в числе последних, я предложил бы вам следовать приводимым ниже инструкциям.

 

 Можете ли вы почувствовать то, что находится внутри желудка и груди? Что вы там чувствуете? Удерживайте это ощущение в течение одной-двух минут...

 Похоже ли ваше ощущение на что-то уютное? Или на трепет? На напряженность? На что-то еще? Не обязательно давать этому словесное описание, достаточно просто сказать, что данное качество присутствует. Удерживайте его в течение двух минут...

 Можете ли вы удерживать внимание на этом ощущении?

 

При обучении многим людям приходится помогать начинать “снизу”. Попробуйте такую инструкцию:

 

 Направьте внимание на палец левой ноги. Чувствуете ли вы его? Если нет, пошевелите пальцем, после чего вам будет легче его ощутить. Теперь вы чувствуете происходящее внутри пальца. Проделайте то же самое с коленом, а затем почувствуйте, как стул “давит на вас” снизу. После этого почувствуйте таким же образом желудок и грудную клетку. Какие телесные ощущения вы находите в своем желудке?

 

Если вы легко можете почувствовать то, что находится внутри вашего тела, можно начинать обучаться фокусированию.

Очищение пространства

Попробуйте на протяжении минуты расслабиться и вступить в дружественные отношения с тем, что вы чувствуете внутри. Посмотрите, какие препятствия находятся между вами и чувством благополучия. У каждого из нас есть целый ряд проблем, а обычно их даже несколько одновременно. Полезно было бы распределить их следующим образом:

 

 Перенесите внимание на желудок или грудную клетку и (зная, что, вероятно, это совсем не так) произнесите что-нибудь, например: “Моя жизнь в эти дни проходила замечательно, и я полностью ею доволен”. Затем сосредоточьте внимание внутри тела и посмотрите, что там будет происходить.

 Ваш ум сможет довольно быстро ответить на этот вопрос еще до того, как вы попробуете сосредоточить внимание внутри своего тела. Если это действительно произойдет, попробуйте еще раз.

 Возникает ли у вас телесное ощущение, что “не все так замечательно”, как будто тело говорит: “Нет, у меня не все в порядке; скорее, что-то вроде вот этого...”?

 Что бы у вас ни возникло при этом, скажите: “Привет! Да, это действительно здесь” — и будьте готовы разобраться в происходящем. Обычно неблагоприятное ощущение связано не только с чем-то одним. Задайте себе вопрос: “Могу ли я назвать что-нибудь в моей жизни, связанное с этим ощущением?” Если вы сможете, — пообещайте, что позднее вернетесь к этому и продолжите работу. Сейчас необходимо немного подождать, пока вы не составите полный список всего, что нашли.

 Возможно, вам захочется определить, как далеко вы откладываете найденное — находится ли оно прямо перед вами, в полуметре от вас, за горизонтом или же совсем далеко, например, в другой стране. Какая дистанция необходима для того, чтобы не утратить связь, чтобы эти ощущения не скрылись, не стали неразличимыми?

 А сейчас снова обратите внимание на свое тело. За исключением проблемы, отложенной вами на время, чувствуете ли вы, что в вашей жизни все в порядке?

 Вы можете заметить, что возникающее чувство можно считать явно более приятным по сравнению с тем, что было раньше. Если же оно ничем не отличается, задайте тот же вопрос более настойчиво: “Что возникнет в моем теле, если найденная проблема каким-то чудесным образом разрешится?” Затем наблюдайте, какие ощущения будут возникать в вашем теле.

 Посмотрите еще раз, сможете ли вы сказать, что в вашей жизни все в порядке, за исключением того, что вы уже выявили? Подождите немного, пока к вам не придет чувство облегчения.

 А сейчас выберите одну из обнаруженных вами проблем — любую. Если у вас нет достаточного опыта в процессе фокусирования, выберите наиболее незначительную проблему.

Чувствуемое ощущение

Какой бы ни была ваша проблема, в ней присутствует чувствуемое ощущение беспокойства, неразрешенности и какой-то скрытой сложности, явно большей, чем вы можете охватить. Для того чтобы отыскать в себе это смутное, скрытое ощущение, выполните следующее:

 

 Направьте свое внимание на желудок и грудную клетку, а затем посмотрите, какие телесные ощущения возникнут. Как можно было бы описать их телесное качество?

 Просто произнесите: “Я чувствую, здесь все в порядке”, переключите внимание на тело и ждите. Посмотрите, что будет возникать.

 Может показаться, что возникающие при этом неясные и неотчетливые ощущения вообще не заслуживают внимания. Может ли быть, чтобы вся эта книга была посвящена подобной ерунде? Да, действительно, если в данном случае такие ощущения возникают, это чувствуемые ощущения. Но необходимо признать: они не кажутся особенно многообещающими.

 Возможно, в какой-то момент вы утратите способность сосредоточиваться на ощущениях “на грани”. В данном случае вам необходимо снова направить внимание на тело. И когда неясное ощущение опять появится, будьте готовы удерживать его хотя бы в течение минуты (минута — достаточно длительное время). Прикасайтесь к ощущениям снова и снова.

 

Этот шаг является, возможно, наиболее трудным. Вам необходимо почувствовать нечто совершенно конкретное и более значимое, чем то, что вы можете сказать или определить. Если у вас ничего не получается, попробуйте сделать следующее:

 

 Представьте, что вы стоите перед большой фреской. Чтобы увидеть ее полностью, необходимо отойти назад. Будем считать, что фреска — целостный образ вашей проблемы. Подождите некоторое время, пока у вас не возникнет этот образ. Какую картину вы видите? А сейчас почувствуйте, какие ощущения вызывает данный образ в вашем теле.

 Если возникший образ не вызывает у вас конкретного чувствуемого ощущения, попытайтесь сказать что-либо о вашей проблеме. Затем повторяйте это снова и снова, наблюдая за тем, что появляется в вашем теле.

Найдите ключевое слово

Попытайтесь найти одно слово, фразу или образ, в полной мере передающий качество чувствуемого ощущения.

Это могут быть такие слова, как “липкое”, “клейкое”, “тяжелое”, “безнадежное”, “обременяющее”, “создающее беспокойство” или “действующее на нервы”. Вероятно, вы сможете подобрать не слово, а фразу, лучше всего передающую сущность телесного ощущения, например: “Увязнуть в чем-то клейком”, “Потеряться в бескрайней степи”. Или же: “В этом нет ничего пугающего... суть этого чувства — отступление”. Слово, фраза или образ должны как можно точнее передавать сущность происходящего.

Резонанс с ключевым словом

Если выбранное вами слово, фраза или образ действительно являются подходящими, вы испытаете чувство облегчения уже от самого осознания, насколько хорошо они вам подходят. Такое чувство облегчения может приходить несколько раз. Спросите свое тело: “Действительно ли это слово подходит? Похоже ли оно на то, что я чувствую?” Если слово действительно подходит, вы испытаете облегчение — своего рода телесный сигнал, говорящий вам: “Да, это верно”.

Задавание вопросов

А сейчас спросите свое тело, само чувствуемое ощущение, чем оно является — так, как будто вы ничего об этом не знаете.

 

 Если что-то оказывает воздействие на чувствуемое ощущение, удерживайте внимание на данном воздействии. Отложите на время все другие вопросы. (Прежде чем пытаться ответить на вопросы, необходимо убедиться, что в этот момент вы действительно испытываете чувствуемое ощущение. Только лишь воспоминания о нем будет недостаточно. Если ощущение не присутствует, вы не сможете задать вопрос непосредственно ему. Продолжаете ли вы его чувствовать? Используйте ключевое слово или образ, чтобы возвратить необходимое вам ощущение. Появилось ли оно снова?

 Задайте ему вопрос: “Что можно сказать о: _______?” (Подставьте сюда ваше ключевое слово, фразу или название образа.)

 Или: “Что на самом деле содержится в ________?”

 Либо: “Что самого плохого можно сказать о ________?”

 Либо: “Что нужно для того, чтобы все было хорошо?”

 

Если ничего не будет изменяться, уделите каждому вопросу одну минуту и переходите к следующему. Каждый раз убеждайтесь, что вы вызвали в себе необходимое чувствуемое ощущение.

Большинство людей довольно быстро находят ответы, приходящие к ним на основе того, что они уже и так знают. Если ощущение никак не изменяется в ответ на возникающие у вас мысли, пусть эти мысли свободно уходят. Чтобы задать вопрос чувствуемым ощущениям, требуется определенное время. Поскольку вначале, скорее всего, не будет никакого эффекта, может потребоваться около минуты для того, чтобы прикоснуться к неотчетливому чувствуемому ощущению, а затем, может быть, вернуться назад и попробовать еще раз.

Когда вы задаете вопрос чувствуемым ощущениям, это напоминает попытки вспомнить что-то забытое, когда от самого события в памяти осталось лишь смутное чувство. Нечто осталось, но раскрыть и проявить его нелегко. Проблема не столько в воспоминании, сколько в том, чтобы позволить самому ощущению непосредственно реагировать на ваш вопрос. Вначале это реагирование проявится в виде небольшого внутреннего волнения. Может быть, когда вы задаете вопрос, у вас не наблюдается никакого эффекта? Что ж, все требует практики.

Если вы проведете хотя бы немного времени, непосредственно испытывая чувствуемое ощущение, даже не зная, чем оно является, считайте, что вам удалось выполнить фокусирование. В определенный момент сущность ощущения сможет раскрыться и позволит вам совершить следующий шаг. Но вы не в состоянии контролировать этот процесс — все произойдет само собой.

Принятие

Принимайте все, что бы у вас ни возникало при попытках прикоснуться к ощущению. Естественно, это не конечный ответ, а лишь первый шаг, и вам нет необходимости верить во все это — просто принимайте его как то, что тело хочет сообщить вам. Радуйтесь, что оно говорит с вами. Но помните: все это — только первый шаг, а не окончательный ответ.

Постарайтесь, чтобы ваша постоянная склонность к критике не погубила первый шаг. Да, действительно, вы не знаете, реален ли и правилен ли этот шаг, — когда он сделан, в голову приходит множество вопросов. Отбросьте вопросы — пусть они подождут до другого раза. Сейчас вы не сможете на них ответить. И только после многих последующих шагов вы сможете убедиться, что это был действительно настоящий первый шаг. Поэтому не стоит гадать, правильным ли он был, — просто прислушивайтесь к нему.

Если этот шаг указывает направление, которое, как вы чувствуете, облегчает вашу жизнь, пусть он останется в вашей памяти, даже если сейчас и воспринимается как совершенно нереалистический. Это может быть лишь общее направление, первый намек на то, что когда-то позже изменится и окажется более реалистичным. Но если вы позволите телу сохранить данное направление, это может оказаться очень полезным, даже если первое ключевое слово или образ были нереалистичными.

Оглянитесь назад и посмотрите, как вы “редактировали” первый шаг, пытались изменить его и ограничить — сделать с ним все что угодно, чтобы приуменьшить его действительный телесный эффект. Порой, восстанавливая это ощущение в том виде, как оно пришло к вам в первый раз, вы будете получать новый заряд телесной энергии.

Принять значит разрешить каждому шагу быть — ничего не отвергать, а воспринимать его таким, как он есть, даже если он кажется странным или ошибочным. Вместе с ним на уровне тела будет возникать чувство облегчения, легкого вздоха — ощущения, что все происходит правильно. А это как раз то, что вам так необходимо.

Заключение

Все эти шаги образуют своего рода “первый этап” фокусирования. Решение серьезных проблем требует многих этапов, а небольшие проблемы могут быть полностью решены во время первого этапа.

Если процедура фокусирования не знакома человеку, то маловероятно, что все необходимые шаги произойдут после первых же инструкций. На практике почти все сталкиваются с теми или иными труд­ностями.

Приведенные нами инструкции по фокусированию можно напечатать на двух небольших страницах. Но все возможные варианты, подробности и дополнительные рекомендации могут занять несколько книг такого объема, как эта. В книге “Фокусирование” (Gendlin, Focusing, 1981) каждому виду типичных трудностей посвящена отдельная глава.

В следующей главе я приведу ряд фрагментов из стенограмм сессий, посвященных обучению фокусированию. Эти примеры могут оказаться для нас весьма полезными.

7. Фрагменты стенограмм сессий,

посвященных обучению

фокусированию

 

Приводимые в этой главе фрагменты стенограмм показывают, как обучают фокусированию не в рамках психотерапевтической сессии, а с целью обучения именно этой технике. Поскольку психотерапия — нечто гораздо большее, чем просто техника (в том числе и техника фокусирования), то и психотерапевтическая сессия обычно включает в себя многие другие моменты. В приводимых же примерах фокусированию обучают специально.

Первая группа стенограмм была получена от психотерапевтов, с которыми я лично не знаком. Они проходили обучение фокусированию и умению слушать клиента у доктора Мэри Хендрикс в Школе профессиональной психологии (штат Иллинойс). Некоторые из них были достаточно опытными психотерапевтами и проходили дополнительное обучение; опыт же большинства оказался не очень большим. В технике фокусирования все они являлись новичками, поэтому и обучали своих клиентов достаточно простым вещам. Но, как это ни парадоксально, такая простота лишь подчеркнула некоторые моменты в процедуре фокусирования.

Кроме того, все эти психотерапевты не имели опыта работы с активным слушанием, а их клиенты также не получали никаких инструкций по фокусированию перед началом сессий.

Фрагмент 1

Стенограмма

 

П1: Если можете, еще раз сосредоточьтесь на теле. Оставайтесь там какое-то время и спросите у тела: “Можно ли назвать это чувство яростью? Подходящее ли это слово? Действительно ли ваше чувство является яростью?” Затем снова спросите у тела, отражает ли слово “ярость” то, что вы чувствуете, — состояние, которое вы называете “ярость”. Подходит ли это слово? Пусть тело само подскажет вам.

К2: Да, интересно. Когда я спрашиваю свое тело или какую-то его часть: “Это оно?”, у меня возникают только зрительные образы. Да, вы же знаете, что у меня возникают картины...

П2: Эти картины связаны с яростью?

К3: Да...

П3: Итак, вы выбрали слово “ярость”. Действительно ли ваши чувства соответствуют ему?

 

 

 

 

К4: Да, это действительно ярость. Не просто слово, это еще и образ. И образ оказывается сильнее слова — если вы понимаете, что я имею в виду. Так что это не просто слово...

П4: У вас возникает картина...

К5: Да. Слова для меня — просто слова, а картина, образ соответствует чему-то реальному.

П5: Картина действительно более реальна, чем слово “ярость”. (Клиент: М-да... М-да...) Какого же рода эта картина?

К6: Образ дикаря, он крутится и наносит удары во все стороны. (Психотерапевт: М-да...) Да, образ безумного дикаря... Совершенно неистового... Или сумасшедшего...

П6: Он полностью не контролирует себя...

 

К7: О Боже, да... Вокруг меня нет ничего, никакой точки отсчета... Никакой системы координат... Ничего... Только это... полно­стью не управляемое, не контролируемое... Вы понимаете, о чем я говорю? (Психотерапевт: Да.) Это движется так быстро, как только можно представить... наносит удары во все стороны...

П7: Да, да... Оно очень сильно и непредсказуемо...

 

 

 

К8: Да, и движется настолько быстро, что почти невозможно уследить... Со страшным шумом... (Психотерапевт: М-да...)

П8: Можете ли вы сейчас погрузиться в себя и сосредоточиться на этом ощущении хотя бы на минуту? (Пауза 30 секунд.) Что самое неприятное в том ощущении, которое вы называете “яростью”, — в образе этого чудовища, безумного дикаря? Что хуже всего для вас? Подождите немного, пусть тело даст вам ответ...

(Пауза 15 секунд.)

 

 

 

 

 

 

К9: Действительно, самое неприятное — контроль. Я могу позволить себе испытать это чувство лишь отчасти. Чувство такое, как я и ожидал... если только дать ему волю, тут же придется загонять обратно... Потому что если я позволю себе испытать это чувство, я действительно начну делать все, о чем только что говорил. (Психотерапевт: Хм-м...)

П9: Видимо, вы испытываете страх при мысли о возможности погрузиться в это чувство...

К10: Для меня это не просто страх, а реальный факт.

П10: Действительно, это очень реально.

К11: Если я позволю себе отказаться от контроля... то вскочу, вышвырну стул в окно и начну крушить и ломать все вокруг... Во мне проснется ярость, и я впаду в неистовство.

П11: Давайте прямо сейчас попробуем отключить все сдерживающие вас ограничители...

К12: Давайте...

П12: М-да... Это действительно пугает.

 

 

К13: Когда я вхожу в соприкосновение с этим чувством, оказывается, что в нем нет ничего пугающего... Просто очень сильное, мощное чувство, вы знаете...

П13: Так что, слово “пугает” не походит для этого чувства?

 

К14: Да, наверное, оно не подходит... В сущности, мне нравится это чувство, это ощущение си­лы...

П14: Оказывается, в нем есть нечто привлекательное для вас.

К15: Это всемогущество... Как будто я говорю: “Эй, вы! Да я вас всех... Никто ничего не сможет мне сделать!” Вы знаете, что если так и произойдет... тогда никто не сможет сделать со мной ничего плохого.

Обсуждение фрагмента 1

Этот короткий фрагмент относится только к одному небольшому шагу и не охватывает всего процесса проработки состояния гнева. Однако для нас важно увидеть как можно точнее, какой шаг был сделан. Это существенное изменение содержания переживаний — от состояния одержимости и неистовства до чувства обладания некоторой силой (“...никто ничего не сможет мне сделать...”).

Перед тем как мы начнем обсуждать это изменение, я бы хотел убедиться, что вы осознаете его значение. Этот шаг — часть процесса роста, процесса развития человека. Теперь он живет по-новому — как обладатель некоторой силы. Не просто живет, повинуясь охватившим его неконтролируемым эмоциям или подавляя внутреннюю энергию, как это было раньше.

То, о чем мы говорили в общих чертах ранее, отчетливо показано в этом небольшом фрагменте: мы не можем удовлетворяться просто фактом появления не изменяющихся переживаний. Мы не стремимся к тому, чтобы гнев проявился — такой же, каким он был давным-давно. Мы хотим понять, как по мере возникновения переживаний происходит процесс роста и развития человека и как сами переживания изменяются по мере их возникновения.

В данном фрагменте речь идет о проявлении чувства гнева. Вначале клиент говорит: “У меня возникают только зрительные образы”, но после 15 секунд сосредоточения на ощущениях в теле он начинает явственно ощущать и свой гнев, и то, что гнев заставляет его делать.

С точки зрения возникновения переживаний это не так уж много. Но с точки зрения процесса психотерапии можно сказать: произошел важный шаг. Клиент стал сильнее; он приобрел новый опыт и по-новому чувствует себя — личностью, обладающей силой; а слепой гнев, превращавший его в обезумевшего от ярости человека, изменился: теперь человек ощущает, что овладел собственной силой. С нашей точки зрения, такой шаг весьма желателен.

Маловероятно, что в будущем клиентом периодически будет овладевать неуправляемый гнев, если учесть, что этот небольшой шаг изменил ситуацию и дал возможность овладеть своей силой. Каждый такой шаг приводит к изменениям, и это не просто изменения содержания переживаний, а шаги в развитии самого клиента.

Как же это достигается?

Не психотерапевт должен решать, должен или не должен возникать гнев. Необходимо просто принимать все происходящее, не отбрасывая ничего, и тогда гнев будет уже не просто гневом — он станет целостной реакцией тела. Психотерапевт предлагает клиенту направить внимание на ощущение тела как целого и на проверку возникающих изменений с точки зрения этого целого.

Вначале у клиента есть только слова и образы, никаких чувствуемых ощущений. Один из способов, которым психотерапевт может помочь клиенту в возникновении таких ощущений, — нахождение ключевого слова или фразы, более всего подходящих для описания целостных ощущений. Для того чтобы определить, соответствует ли это слово (или, может быть, образ) целостным ощущениям, клиенту следует подвергнуть его проверке на внутреннем уровне. Если избранное ключевое слово подходит для описания целостного ощущения, такая проверка скорее всего поможет этому ощущению проявиться.

Другой способ вызвать чувствуемые ощущения — дать клиенту следующие инструкции: “Спросите у своего тела...”, “Подождите, пока тело даст вам ответ...”.

В нашем примере появление целостного телесного ощущения является совершенно новым для клиента. Это не какие-то подавленные на протяжении долгого времени чувства из прошлого, только сейчас вышедшие на поверхность. Нет, телесные ощущения возникают сейчас, у взрослого человека в его нынешнем состоянии и присутствуют в настоящем. Так возникновение телесных ощущений оказывается продвижением вперед, обретением нового образа жизни и нового ее содержания.

Проявление чувствуемых ощущений дает индивиду возможность сделать сильнее свое “я”. Поскольку чувствуемые ощущения — некая целостность, присутствующая во мне, обладание ими в некотором смысле делает меня более свободным. В отличие от этого, эмоция овладевает человеком, захватывает его. Если человек захвачен эмоцией, его “я” временно уменьшается, хотя полная идентификация эмоций является кратковременной, а не привычной. Конечно, эмоции тоже жизненно важны, особенно если речь идет о новых эмоциях. Но столь же важно, чтобы овладевающие человеком эмоции сопровождались активной внутренней проверкой. В ответ на нее может возникнуть совершенно новая целостность. Дальнейшее развитие сущности, “я”, связанное с этой новой целостностью, требует не просто ответов на вопросы: “Что я испытываю к своему гневу?” Необходимо включить возникшее содержание в жизнь целостного организма. В противном же случае это снова будет все то же старое, никак не изменившееся “я” и столь же старое чувство гнева, не способное к контролю.

В данном примере мы не стремились выяснить, что именно клиент чувствовал по отношению к своей неспособности контролировать происходящее; это можно довольно легко представить. Мы же хотели бы получить нечто иное — телесное ощущение целостного процесса жизни; чувствуемое ощущение, когда гнев будет постепенно изменяться и превращаться в нечто новое, а “я” — расти и развиваться.

Причиной изменений, небольшой этап которых отражен в приведенном фрагменте стенограммы, было то, что клиент позволил прийти целостным телесным ощущениям, делал это снова и снова, проверял на уровне этих ощущений каждую ситуацию и ожидал ответной реакции.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz